17 августа - ВТОРЫГИНА Елена Андреевна

Член Центрального Совета ВСМС, Член постоянно действующего Комитета по оперативным вопросам при Председателе ВСМС

19 августа - ВОРОЖБИТОВА Ольга Борисовна

Руководитель Регионального исполнительного комитета Ленинградского регионального отделения ВСМС

20 августа - АКСЕНОВ Сергей Михайлович

Член Центрального Совета ВСМС

20 августа - ЕЛИСЕЕВА Татьяна Евгеньевна

Руководитель Регионального исполнительного комитета Калужского регионального отделения ВСМС

В Совете Федерации обсудили проблемы переселения граждан в зоне Байкало-Амурской магистрали, из домов, признанных непригодными для проживания

1 июля председатель председатель ВСМС, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров провел в Совете Федерации круглый стол на тему «Проблемы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции».

Участвовали представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Счетной палаты Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия), открытого акционерного общества «Российские железные дороги», эксперты и СМИ.

Обращаясь к участникам обсуждения, Дмитрий Азаров отметил, что за период, прошедший с момента выхода распоряжения Правительства Российской Федерации  от 18 января 2014 года № 28-р «Об утверждении комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье», сделано немало. В частности, проведена работа по учету граждан, принимавших участие в строительстве БАМа и корректировке их списков, использованы возможности обеспечения указанных граждан жильем, предоставляемые  Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы и Федеральным законом 185-ФЗ. В 2014 году объем финансирования мероприятий по обеспечению граждан-строителей БАМа постоянным жильем составил 461 410 тыс. рублей, а объем софинансирования за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (по плану) составил 461 860 тыс. рублей. Однако проблема сохраняет свою остроту, в наибольшей степени — для Амурской и Иркутской областей, Республики Бурятия и Забайкальского края. В переселении нуждаются более 1,5 тысячи человек, проживающие в зоне строительства БАМа во временном жилье («вагончиках», бараках) с уровнем износа в 70 и более процентов.

Дмитрий Азаров отметил, что на 2015 год объем софинансирования мероприятий по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями составляет 668 030 тыс. рублей, однако есть ряд ограничений, препятствующих эффективной реализации указанных средств. В частности, состояние региональных и местных бюджетов не позволяет субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в полной мере  участвовать в софинансировании строительства жилья для нуждающихся граждан. Так в 2014 году удалось освоить только 64,3% выделенных средств федерального бюджета. Кроме того, федеральное законодательство не предусматривает порядка учета аварийных и ветхих жилых помещений временного проживания, выявлены и иные проблемы в правоприменительной практике.

Председатель Комитета Совета Федерации призвал участников «круглого стола» обсудить имеющиеся ограничения и выработать с их учетом пути решения поставленной задачи. «Развитие Дальнего Востока является приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации, и мы должны исходить из того, что неотложная задача по обеспечению граждан, проживающих в этих регионах, постоянным и комфортным  жильем должна быть решена. Невозможно примириться с тем, что люди десятилетиями проживают во временном жилье. Органы власти должны быть нацелены на решение вопросов людей, а не только лишь на соблюдение формальностей», -  подчеркнул Дмитрий Азаров.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Олег Бетин сообщил о том, что все полномочия по решению поставленной задачи перешли в компетенцию министерства в декабре 2014 года. В результате совместной работы министерства с органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в Республике Бурятия переселено 199 семей, в Забайкальском крае запланировано переселить 46 семей. Соглашения с Амурской и Иркутской областями о предоставлении субсидии из федерального бюджета были заключены поздно, после подтверждения остатков  2014 года в этих регионах будут приняты планы реализации мероприятий на 2015 год. Однако субсидии указанным регионам выделяются по Федеральной целевой программе «Жилище», которая в 2015 году прекращает свою работу.  Докладчик обратился к Совету Федерации с просьбой поддержать предложение Минстроя о продлении действия ФЦП «Жилище» до 2020 года и приведение объемов финансирования мероприятий программы в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Олег Бетин подчеркнул: «При сохранении действующих  объемов софинансирования поставленная задача будет выполнена за 5 лет».

Заместитель директора департамента территориального и социально-экономического развития Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков отметил, что системная работа по решению жилищных проблем строителей БАМа началась только с конца 2013 года.  После выхода распоряжения Правительства Российской Федерации  от 18 января 2014 года № 28-р были разработаны и направлены в заинтересованные регионы рекомендации с перечнем документов по идентификационному чету лиц, нуждающихся в переселении.

Первоначально было заявлено 4588 человек, на их переселение требовалось более 3,5 млрд. рублей. В сентябре 2014 года вопрос был рассмотрен в ходе семинара-совещания под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Юрия Трутнева, в ходе которого были выработаны рекомендации по корректировке списков лиц, нуждающихся в переселении.  Прежде всего, предлагалось оставить в этих списках только тех, кто принимал участие в строительстве БАМа, а приехавших позднее — исключить. После выполнения рекомендаций в ноябре 2014 года  численность нуждающихся в переселении снизилась до 1693 человек. При этом выделяемого финансирования явно не достаточно, прежде всего потому, что реальные бюджетные возможности регионов Дальнего Востока позволяют им участвовать в софинансировании в размере не более 5%. Осложняет решение задачи и экономически необоснованные нормативы стоимости 1 кв.м. вновь построенного жилья.
Для привлечения дополнительных средств в срок до конца января 2015 года заинтересованным субъектам Российской Федерации было предложено провести следующую работу: перевести временные жилые помещения, занимаемые нуждающимися лицами, в жилые, присвоить этим помещениям статус аварийных и ветхих, затем признать их непригодными для проживания и реконструкции. Указанная процедура позволит использовать для решения задачи средства, выделяемые по программам расселения аварийного и ветхого жилья. В полной мере эту последовательность действий выполнили в Иркутской области, завершается процесс в Забайкальском крае.  Александр Крутиков предложил рекомендовать заинтересованным регионам завершить эту работу. Также докладчик поддержал инициативу Минстроя о продлении работы ФЦП «Жилище», отметив, что тысячи семей, получивших жилье — «это более понятный индикатор эффективности реализации программы, чем показатели по другим федеральным целевым программам».

Дмитрий Азаров поддержал эту инициативу, подчеркнув, что приоритетность развития территорий Дальнего Востока, включая приоритетность решения острых проблем населения, должна быть соблюдена не только на словах, но в конкретных мероприятиях федеральных программ, в т.ч. и по объемам федерального софинансирования. Он также предложил рассмотреть возможность использования действующих механизмов, таких как документы стратегического и пространственного развития (территориального и градостроительного планирования, схемы расселения и т. д.).

Заместитель генерального директора государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Олег Рурин привел статистику по аварийному и ветхому жилью в зоне БАМа. В Республике Бурятия оно составляет 198 тыс.  кв.м, в Республике Саха (Якутия) — 193 тыс. кв.м., в Иркутской области — 123 тыс. кв.м., в Хабаровском крае — 28 тыс. кв.м., в Амурской области — 15 тыс. кв.м., в Забайкальском крае — 10 тыс. кв.м. Программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья действуют в указанных регионах, начиная с 2008 года. Доля софинансирования для субъектов Российской Федерации установлена в 50%, оставшиеся средства выделяет Фонд. В 2014 году было решено сохранить объемы софинансирования из средств Фонда для расселения граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье в зоне БАМа. Однако выявлена существенная проблема — в законодательстве отсутствует порядок расселения аварийного и ветхого временного жилья, что осложняет решение поставленной задачи.  

Наличие пробелов в законодательстве подтвердил директор департамента Счетной палаты Российской Федерации по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области средств межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и расходования средств на жилищно-коммунальное хозяйство и региональные инвестиции Михаил Ковалевич. Докладчик предложил рекомендовать Минстрою и Министерству по развитию Дальнего Востока подготовить соответствующие предложения по совершенствованию действующего законодательства и разработать проекты необходимых подзаконных правовых актов. Перечень рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации по проведению необходимой законодательной работы был передан в Комитет Совета Федерации  по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Докладчики, представляющие регионы зоны строительства БАМа, в числе основных проблем определили низкую возможность софинансирования мероприятий по переселению со стороны региональных и местных бюджетов, отсутствие средств на строительство коммунальной инфраструктуры, отсутствие законодательных норм, позволяющих оперативно переводить временное аварийное жилье в категорию постоянного аварийного жилья, сложности в применении процедур, допускающих переселение людей в другие муниципальные образования, отсутствие норм, позволяющих предоставлять гражданам постоянное жилье взамен временного, утраченного в связи с чрезвычайными ситуациями (лесными пожарами, наводнениями), краткость теплого периода, когда возможно соблюдение всех технологий при строительстве. Все единодушно поддержали предложение о продлении срока действия ФЦП «Жилище». Звучали предложения о возрождении кооперативного строительства (в т.ч. с предоставлением людям части средств от федеральной субсидии) и привлечении механизмов программ переселения жителей Крайнего Севера.

Заместитель начальника Центральной дирекции по тепловодоснабжению — филиала ОАО «Российские железные дороги» Артем Часников сообщил о том, что между Фондом содействия реформированию ЖКХ и дирекцией в 2015 году было заключено соглашение о модернизации и строительстве систем энергоснабжения населенных пунктов в зоне БАМа. При этом он отметил, что для выполнения мероприятий в рамках соглашения коммунальные сети и объекты должны быть переведены в муниципальную собственность и снабжены соответствующей документацией.

В завершение дискуссии выступили Герой социалистического труда, строитель БАМа Александр Бондарь и заместитель председателя межведомственной рабочей комиссии Программы «Технополигон» Игорь Иванов. Александр Бондарь заявил, что в постоянном жилье нуждаются не только те, кто непосредственно строил железную дорогу, но и те граждане, которые обеспечивали жизнедеятельность поселков строителей: врачи, учителя, работники служб быта и т. д. Он отметил, что многие «первопоселенцы» рабочих поселков были делегированы из союзных республик в составе СССР и сейчас не могут вернуться на родину. Александр Бондарь также подчеркнул важность сохранения постоянно проживающего населения в зоне БАМа для обеспечения целостности и демографической безопасности Дальнего Востока России, в связи с чем необходима отдельная федеральная подпрограмма по жилищному строительству в зоне БАМа. Игорь Иванов посвятил свой .доклад соотношению эффективности и затратности  технологий, применяемых для реконструкции или строительства жилья. Описаны выявленные технологические нарушения,  снижающие срок службы отремонтированного и вновь построенного жилья, в ряде случаев  такие дома начинали разрушаться уже до заселения. Представлены возможности повышения эффективности выделяемого бюджетного финансирования за счет внедрения современных технологий в строительство.

Подводя итоги обсуждения, Дмитрий Азаров заверил участников, что каждое предложение и замечание будет рассмотрено Комитетом. Председатель Комитета согласился с Александром Бондарем в том, что сохранение жителей в городах и поселках вдоль Байкало-Амурской магистрали является важным направлением в реализации национального приоритета по развитию Дальнего Востока. «Без людей никакие задачи решаться не будут», - подчеркнул председатель ВСМС. По его мнению, решение вопроса целесообразно осуществлять в рамках отдельной федеральной программы или подпрограммы по жилищному строительству и развитию коммунального хозяйства для Дальнего Востока. Следует также разработать систему мер, направленных на повышение эффективности вкладываемых бюджетных средств, чтобы вновь построенное жилье было привлекательным для людей. Кроме того, целесообразно усовершенствовать механизмы, позволяющие переселять граждан в другие муниципальные образования в границах того же субъекта Российской Федерации, в частности, процедуры получения и оформления добровольного согласия людей.

Участники «круглого стола» приняли за основу проект резолюции, где, в частности, предлагается Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность разработки законодательных предложений о внесении изменений в Жилищный кодекс. Правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о продлении срока реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы до 2020 года, а также разработать ряд стратегических документов, направленных на социально-экономическое и территориальное развитие Дальнего Востока.