jtemplate.ru - free extensions for joomla

Определены эксперты Всероссийского конкурса на лучшую муниципальную практику

6 июля председатель ВСМС Дмитрий Азаров провел в Совете Федерации заседание экспертной группы Всероссийского конкурса на лучшую муниципальную практику. Участники обсудили проекты конкурсных документов - Положение «О порядке проведения конкурсного отбора лучших практик местного самоуправления» и Методику оценки заявок на участие во Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик - и внесли свои предложения по их корректировке. Также рассмотрены вопросы организации работы над формированием критериев отбора, методик анализа и внедрения лучших муниципальных практик по каждой из двенадцати номинаций Конкурса.

Дмитрий Игоревич поблагодарил собравшихся за участие в работе над материалами Конкурса и напомнил о том, что старт Конкурсу был объявлен 21 апреля на Всероссийском селекторном совещании, а заявки от участников принимаются до 1 декабря 2015 года. Все материалы конкурса доступны на отдельной странице на сайте ВСМС, там же предусмотрена возможность открытого голосования для посетителей сайта. Итоги Конкурса будут подведены в День местного самоуправления, 21 апреля 2016. Сразу же по окончании I Всероссийского конкурса муниципальных практик ВСМС объявит старт II Всероссийского конкурса. По итогам Конкурса планируется составление рейтингов муниципальных образований, а также выпуск печатных сборников со стандартизированным описанием муниципальных практик и методическими рекомендациями по их внедрению.

Заявки с мест уже поступают, и можно приступать к их обработке с учетом базовых критериев отбора лучших муниципальных практик. Однако на данном этапе есть потребность определить с участием заинтересованных экспертов профильные перечни критериев и методики отбора, соответствующие каждой из номинаций.

Как пояснил председатель ВСМС, необходимость экспертного участия в проведении конкурса объясняется потребностью в повышении эффективности работы с материалом. Дело в том, что сбором и публикацией  информации о лучших муниципальных практиках занимаются многие организации, значительный опыт в этой части накоплен и у ВСМС. Однако массового тиражирования эффективных муниципальных решений пока не наблюдается. Дмитрий Азаров уверен, что основными причинами являются недостаток формализации и стандартизации сведений о лучших муниципальных практиках, а также отсутствие компетентного экспертного сопровождения в ходе их отбора, анализа, презентации и внедрения. «Мы должны довести лучшие муниципальные практики до конечного потребителя», - такова, по мнению председателя ВСМС, основная задача Конкурса.

В этой связи Всероссийский Совет пригласил профильные организации  принять участие в разработке методик отбора и внедрения лучших муниципальных практик по отдельным номинациям. При этом, как подчеркнул Дмитрий Азаров, в каждом случае ключевым критерием должно быть вовлечение населения в принятие и реализацию решений на местном уровне. Этот критерий вытекает из сути ВСМС как общественной организации, и именно такой подход к проведению конкурса получил поддержку руководства страны.

Представленная вниманию участников заседания система базовых критериев конкурсного отбора включает в себя и иные пункты. В соответствии с проектом Положения «О порядке проведения конкурсного отбора», лучшая муниципальная практика должна:

  1. достигать поставленной цели;
  2. быть технологичной. Это означает, что ее можно описать и повторить в схожей ситуации;
  3. быть законной, т.е. соответствовать действующему региональному и федеральному законодательству;
  4. способствовать вовлечению населения в осуществление местного самоуправления, способствовать развитию общественного контроля;
  5. быть реализуемой в существующих бюджетно-экономических условиях;
  6. по возможности, быть оригинальной, т. е. иметь определенную уникальность, особенности, выделяющие ее из ряда подобных.

Дмитрий Азаров предложил участникам заседания внести свои предложения по дополнению базовых критериев и (или) формированию специализированных критериев отбора лучших практик по отдельным номинациям.

Директор Департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации Елена Чугуевская  предложила для номинации «Стратегическое развитие муниципального образования» учитывать следующие параметры: наличие «обратной связи» между всеми заинтересованными сторонами (от населения и структур гражданского общества — до регионального уровня публичной власти); использование информационных технологий, утвержденных на федеральном уровне; учет документов вышестоящего уровня.

Елена Чугуевская отметила, если с помощью Конкурса будут выявлены успешные примеры, в т.ч. и в части объединения муниципалитетов как результата  разработки и реализации документов пространственного развития и стратегического планирования, то Минэкономразвития непременно учтет этот опыт в своей работе над проектами федеральных нормативных документов. Кроме того, анализ успешного муниципального стратегирования и  территориального планирования целесообразно положить в основу работы по формированию подходов и предложений в стратегию развития местного самоуправления в России в целом.

Дмитрий Азаров, в свою очередь, сообщил, что номинация введена Конкурс  не только ради выявления лучшего муниципального опыта, но и для направления «мышления коллег в стратегическое русло, стимулирования их к этой работе».

Далее свои предложения по перечню критериев отбора лучших практик в номинации «Развитие муниципальной инфраструктуры» внесла исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. По ее мнению, надо учитывать согласованность отраслевых коммунальных схем с муниципальными документами пространственного развития. Тот же критерий предложен для оценки муниципального стратегирования и для номинации «Урбанистика».
Директор Института актуальной экономики Никита Исаев рекомендовал по итогам конкурса, в особенности, на основании анализа материалов I («стратегического») блока, подготовить предложения по совершенствованию экономической политики Российской Федерации.

Заместитель начальника отдела жилищных программ и пилотных поселений Департамента сельского развития и социальной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Наталья Осокина обратила отдельное внимание на номинацию «Сельские (поселенческие) мини-практики». Представительница Минсельхоза отметила, что в этой номинации могут быть рассмотрены практики сельских поселений по любым направлениям, но приоритеты все же целесообразно определить в соответствии с федеральной Стратегией устойчивого развития сельских территорий.

Первый заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства ЖКХ-Контроль Сергей Сохранов предложил дополнить базовый перечень критериев лучших практик таким, как масштабность. Речь идет, как пояснил докладчик, о влиянии практики на одно или несколько муниципалитетов, а также регион в целом.
Также в заседании экспертной группы участвовали: руководитель Центрального исполнительного комитета ВСМС Светлана Романова, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Илья Семин, Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, член президиума ОПОРЫ РОССИИ, руководитель Оргкомитета Национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех», генеральный директор «ОПОРА-КРЕДИТ», член Общественной Палаты Российской Федерации Дарья Сунцова,  представители Ассоциации малых и средних городов России,  Института актуальной экономики, Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь».

По итогам предварительного согласования и состоявшейся дискуссии определились органы и организации, которые станут основными партнерами ВСМС в работе с муниципальными практиками по отдельным номинациям:

  • «Стратегическое развитие муниципальных образований» - Департамент стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации;
  • «Работа с инвесторами и улучшение делового климата» - Агентство стратегических инициатив, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», ОПОРА РОССИИ;
  • «Урбанистика» - Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»,  Институт актуальной экономики;
  • «Развитие ТОС» - Палата ТОС ВСМС;
  • «Жилищное самоуправление» - Некоммерческое партнерство «ЖКХ Контроль»;
  • «Общественный контроль и общественная оценка работы местной власти» - Общественная Палата Российской Федерации;
  • «Поддержка местных инициатив и самообложения» -  Институт приоритетных региональных проектов;
  • «Развитие коммунальной инфраструктуры» - Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации;
  • «Сельские (поселенческие) мини-практики» - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (для практик сельских поселений), Ассоциация малых и средних городов России (для практик городских поселений);
  • «Патриотическое воспитание» - Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь», Министерство образования и науки;
  • «Молодежная политика и местный кадровый резерв» - Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь», Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
  • «Самозанятость и содействие самозанятости» - Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Участники заседания договорились о том, что в десятидневный срок кураторы по каждой номинации представят в ЦИК ВСМС свои предложения по перечню критериев отбора лучших муниципальных практик, состав и планы работы своих подгрупп.

Итоги обсуждения подвел Дмитрий Азаров. Он выразил уверенность, что ежегодный Всероссийский Конкурс ВСМС на лучшую муниципальную практику станет инструментом повышения эффективности муниципальной власти и формирования  конструктивного взаимодействия между всеми уровнями публичной власти, гражданами, коммерческими и некоммерческими институтами России.