jtemplate.ru - free extensions for joomla

Всероссийский Совет местного самоуправления проводит изучение правоприменительной практики привлечения СО НКО к решению вопросов местного значения.

Выступая перед представителями Федерального Собрания в декабре 2014 года и перед участниками Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» в январе 2015 года, Президент России В.В. Путин внес в повестку органов публичной власти максимально возможную передачу отдельных функций на исполнение общественности. В своем Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года глава государства поручил сформировать условия для того, чтобы до 10% от региональных и муниципальных программ направлять на исполнение социально ориентированным НКО.

В 2015 году ВСМС принимал активное участие в реализации указанных выше поручений Президента, в т.ч. в рамках подготовки к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации от 18 декабря 2015 года на тему «Создание механизма передачи социально ориентированным НКО части функций местного самоуправления: проблемы и перспективы».

За два года получила развитие нормативно-правовая база, регулирующая деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций. Только в 2016 году приняты федеральные законы от 3 июля 2016 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг» и от 19 декабря 2016 года № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 311 Федерального закона «О некоммерческих организациях», установившие, что некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки и субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов предоставляются на срок не менее двух лет, и предусматривающие информационную поддержку, а также меры по подготовке кадров для некоммерческих организаций.

Был издан Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг».

Постановлениями Правительства Российской Федерации (от 27 октября 2016 года № 1096 и от 26 января 2017 года № 89) утверждены перечень общественно полезных услуг и критерии оценки качества их оказания, порядок признания социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг и порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

С 1 января 2017 года вступил в силу закон, который даёт право социально ориентированным НКО получить статус исполнителя общественно полезных услуг. 

Законом вводится понятие «некоммерческая организация – исполнитель общественно полезных услуг». Определены основные критерии для наделения НКО этим статусом. Также установлено, что такие организации имеют право на приоритетное получение мер государственной поддержки, в порядке, установленном федеральными законодательством, а также региональными правовыми актами. В частности, предусмотрено, что финансовая и имущественная поддержка таких НКО будет предоставляться на срок не менее двух лет.

Принятые решения позволяют социально ориентированным некоммерческим организациям наравне с государственными организациями участвовать в оказании услуг в социальной сфере, обеспечивать их надлежащее качество. 

Всероссийский Совет местного самоуправления в настоящий момент проводит исследование правоприменительной практики в этой сфере, вопросы, возникающие в ее процессе, а также сбор и обобщение информации об опыте привлечения социально ориентированных НКО (СО НКО), в том числе и органов территориального общественного самоуправления, в качестве партнеров органов местного самоуправления в решении социальных вопросов.

В отдельных муниципалитетах России действительно накоплен опыт исполнения некоммерческим сектором, включая органы территориального общественного самоуправления, социально значимых функций. Это и пример «Лиги женщин Якутска» по оказанию помощи женщинам и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (проект «Тэрчи»), ТОСа «Заозерье» Мезенского района Архангельской области, построившего дом-интернат для престарелых и инвалидов и другие. Названные проекты стали победителями и призёрами Всероссийского конкурса лучших муниципальных практик, проведенного Всероссийским Советом местного самоуправления в 2015-2016 г.г. Известно множество примеров участия социально ориентированных НКО в преобразовании социальной сферы, логика жизни говорит о том, что именно социально ориентированные НКО могут серьезно влиять на повышение эффективности работы органов самоуправления, взаимодействуя с ними и выполняя  функцию общественного контроля. 

Как показывает опыт регионов, привлечение социально ориентированных НКО в качестве партнеров органов местного самоуправления в решении социальных вопросов приводит не только к улучшению качества услуг, но и к повышению эффективности использования бюджетных средств. Есть необходимость подробного изучения правоприменительной практики реализации изменения законодательства в этой сфере, тиражирования позитивного опыта и проведения работы по информированию некоммерческих организаций, руководителей органов местного самоуправления, активных жителей муниципалитетов о новых возможностях в этой сфере. 

Результаты этого исследования будут опубликованы, наиболее интересные примеры будут представлены на семинарах, форумах Всероссийского Совета местного самоуправления.