jtemplate.ru - free extensions for joomla

27 февраля - МАРТЫНОВ Игорь Александрович

Член Центрального Совета ВСМС

"ТОС является тем связующим граждан и местную власть звеном, отсутствие, слабость или имитация которого делает неустойчивой всю систему»,- Дмитрий АЗАРОВ

В Совете Федерации состоялась научно-практическая конференция «Территориальное общественное самоуправление: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития», организованная Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Открывая конференцию, председатель Комитета Совета Федерации Дмитрий Азаров подчеркнул актуальность обсуждения темы территориального общественного самоуправления (ТОС).

Он отметил, что в работе конференции принимают участие члены Совета Федерации, представители органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации более чем из 20 регионов, представители региональных отделений Всероссийского совета местного самоуправления и советов муниципальных образований, Общероссийского конгресса муниципальных образований и органов территориального самоуправления.

По словам Дмитрия Азарова, актуальность темы обусловлена значением института территориального общественного самоуправления как важнейшего элемента системы местного самоуправления, способного обеспечить необходимую связь общества и власти, без которой нам будет сложно преодолеть ещё существующее во многих местах недоверие к власти и даже отчуждение власти от общества.

Также актуальность темы продиктована сегодняшним состоянием территориального общественного самоуправления, наличием многих проблем в данной сфере, без решения которых эта форма народовластия не раскроет свой потенциал. А этот потенциал сейчас не реализован в полной мере».

Глава Комитета Совета Федерации напомнил, что Президент России определил в качестве важнейшей государственной задачи создание сильной, дееспособной, ответственной, финансово самостоятельной власти на местах, обеспечение реальной возможности участия граждан в управлении своим поселком, городом, решение повседневных проблем местного сообщества, от чего напрямую зависит качество жизни людей.

«Решить эту задачу проблематично без весомого улучшения правовых и организационных условий, способствующих активному участию граждан в деятельности органов территориального общественного самоуправления и созданию эффективных механизмов обратной связи между населением и органами власти. ТОС является именно тем связующим граждан и местную власть звеном, отсутствие, слабость или имитация которого делает неустойчивой всю систему», – заявил председатель профильного Комитета Совета Федерации.

 «На сегодняшний день нет полной информации о количестве в России органов территориального общественного самоуправления, поскольку государственную регистрацию в органах юстиции проходят только те ТОСы, которые созданы как некоммерческие организации и наделены статусом юридического лица. Оценки показывают, что сегодня создано около 20 тысяч ТОСов. При этом Федеральная служба государственной статистики не ведет сбор сведений об органах территориального общественного самоуправления, эту ситуацию надо исправить», – продолжил Дмитрий Азаров.

В текущем году произошли серьезные изменения в федеральном законодательстве, регулирующие функционирование системы местного самоуправления, напомнил сенатор. «Основная суть этих изменений заключается в том, что субъектам Российской Федерации предоставлены дополнительные правовые возможности устанавливать организационную структуру системы МСУ с учетом местных особенностей и специфики. Появились возможности оптимально перераспределить полномочия между органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления. Россия – федеративное государство, и на местах понятнее, какая модель организации МСУ будет эффективнее работать», – подчеркнул сенатор.

Вместе с тем, он считает важным, чтобы при принятии таких решений был обеспечен учет интересов органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, отражают интересы граждан. «Следует отметить, что совершенствование федерального законодательства в области местного самоуправления после принятия Федерального закона № 131-ФЗ почти не затронуло правовые основы создания и деятельности территориального общественного самоуправления. На федеральном уровне проблемам развития ТОС не уделялось достаточного внимания».

Часто высказывается мнение о недостаточности правового регулирования на федеральном уровне отношений между органами местного самоуправления и ТОСами, сказал председатель Комитета СФ. «Предлагается установить дополнительные правовые гарантии реализации права граждан на осуществление территориального общественного самоуправления, которыми, по сути, являются также нормы, регулирующие взаимоотношения между ТОСами и органами местного самоуправления. В России есть успешные практики функционирования ТОС, но, к сожалению, они не стали обычной, распространенной по всей территории страны нормой».

С докладом, посвященным правовым основам деятельности органов территориального общественного самоуправления выступила член Научно-экспертного совета при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, доктор юридических наук, профессор Екатерина Шугрина.

Она остановилась на особенностях правового регулирования института территориального общественного самоуправления с учетом действующих правовых актов и сложившейся судебной практики. Екатерина Шугрина, в частности, констатировала, что в ходе муниципальной реформы многие проблемы ТОС были решены. «Тем не менее, существуют некоторые аспекты, которые могут быть существенно улучшены».

Действующее законодательство предусматривает две параллельно существующие процедуры, продолжила эксперт. «ТОС регистрируется в органе местного самоуправления и может функционировать в таком режиме, если не претендует на ведение хозяйственной деятельности и соответственно – на статус юридического лица. Вторая возможность – регистрация ТОС как юридического лица. Здесь появляется несколько вопросов». Она предложила исправить правовое противоречие, указав в законе, что юридическим лицом является не все территориальное общественное самоуправление, а органы ТОС.

Кроме того, в законодательстве содержатся положения, согласно которым ТОС для получения статуса юридического лица подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме «некоммерческая организация», отметила Екатерина Шугрина. «Таким образом, ТОС фактически полностью выведены за рамки деятельности публичной власти. В этой ситуации возникает вопрос, каким образом эта некоммерческая организация может быть включена в процесс принятия решений, в том числе в рамках местного самоуправления. Возникает противоречие с другими положениями действующего законодательства, поскольку общественная организация не может обладать публичными полномочиями».

Таким образом, резюмировала она, необходимо предусмотреть в законе конкретную организационно-правовую форму, в которой может создаваться ТОС как юридическое лицо с учетом его специфики.

Неопределенность правого статуса ТОС, в свою очередь, вызывает проблемы, связанные с финансированием территориального общественного самоуправления и его взаимодействием с органами МСУ, продолжила Екатерина Шугрина. «Возникает вопрос: на основании каких правовых норм органы МСУ финансируют ТОС? Если мы выведем ТОС за рамки стандартных некоммерческих организаций, то мы сможем упростить процесс финансирования территориального общественного самоуправления за счет местного самоуправления».

Еще одна проблема – законодательное регулирование хозяйственной деятельности ТОС, в том числе по благоустройству за счет средств граждан, отметила Екатерина Шугрина. «Распространенной является ситуация, когда ТОС принимает решение о финансировании тех или иных работ, в том числе за счет взносов граждан. У органов прокуратуры и судов часто констатируют незаконность установления таких сборов и их обязательности для населения. Природа принятия подобных решений также требует дополнительного регулирования на федеральном уровне».

Заместитель начальника управления по работе с населением на территории администрации города Рязани – начальник отдела по работе с общественными проектами и развитию самоуправления Мария Бобкова обратила внимание на проблему финансирования органов ТОС. «Это очень сложный вопрос, требуется поддержка сверху – региональных властей, органов местного самоуправления».

Мария Бобкова сообщила, что в Рязани подготовлен проект создания межмуниципального интернет-портала «ТОС-Россия.РФ». «Мы видим будущее развитие ТОСов в том числе за счет использования интернет-технологий».

Исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов считает, что развитию ТОСов способствовала бы активная общественная инициатива, которой в настоящее время не хватает. «Нужно создавать общественные советы, обсуждать возможные изменения в законодательство». Он отметил, что в ряде городов Подмосковья, таких как Балашиха, Мытищи, Долгопрудный власти оказывают поддержку ТОСам – выделяются помещения, финансовые средства. «Важно понимать природу ТОСов – они могут решать вопросы местного значения, и органы МСУ в таком случае могли бы передать им осуществление части своих полномочий, для чего потребуется корректировка действующего законодательства».

Депутат Ивановской областной Думы, председатель комиссии по вопросам ТОС Николай Корчагин рассказал, что в области создано 140 ТОСов, но есть проблема с их финансированием: эти организации существуют на средства граждан, выделение средств из других источников не предусмотрено законодательством. Вместе с тем, указал парламентарий, существуют другие способы поддержки ТОСов: предоставление грантов лучшим организациям, различные поощрения, привлечение ТОСов к участию в конкурсах, направление ТОСам средств на исполнение наказов избирателей.

Профессор кафедры местного самоуправления факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Елена Шомина подчеркнула, что ТОСы стали связующими звеньями между властью и обществом. Она считает, что каждому ТОСу необходимы собственные сайты, важно также выстраивать новые механизмы взаимодействия граждан, ТОСов и органов МСУ. Необходимо создать общероссийский информационный центр по вопросам ТОС. «ТОСы доказали свою эффективность: там где они есть, вывозится мусор, не ломают скамейки, автомобили стоят там, где положено, налажен контакт с управляющими организациями».

Научно-практическая конференция на тему «Территориальное общественное самоуправление: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития»

Исполняющий обязанности главы администрации городского округа Кинешма Ивановской области Алексей Крупин проинформировал, что в городе создано тринадцать ТОСов – как в частном секторе, так и в многоквартирных домах, два из них являются некоммерческими организациями. «С главами ТОСов ведется разъяснительная работа, создан координационный совет при главе города, который собирается раз в квартал, еженедельно принимаются управленческие решения, способствующие развитию района».

Министр по местному самоуправлению и внутренней политике Архангельской области Наталья Кадашова отметила, что в регионе за последние годы число ТОСов выросло в два раза, система работает более 13 лет, территориальному самоуправлению оказывается государственная поддержка. «Задача органов власти в том, чтобы ТОСы были заинтересованы в своей деятельности, чтобы они создавались и работали. В Архангельской области это отлажено, ТОСам оказывается системная поддержка. Мы выстроили взаимодействие с органами местного самоуправления, реализуется программно-целевой метод поддержки ТОСов».

Подводя итоги конференции, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров выразил убеждение, что совместными усилиямифедеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, актива территориального общественного самоуправления, экспертов, ученых удастся выработать и в перспективе реализовать предложения по совершенствованию правовых основ территориального общественного самоуправления, включая установление дополнительных гарантий гражданам в осуществлении этого вида самоуправлени